ООО "Дальняя степь"
Во время банкротства ООО "Дальняя степь", которое длится аж с 2006 года, было заявлено, что HSBC Management (Guernsey) Limited и ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" выводили деньги должника, чем снизили его активы. Иностранные компании возражали, ссылаясь на истечении срока исковой давности, – они считали его с даты составления отчета первоначально утвержденным конкурсным управляющим. Однако суд признал, что тот конкурсный управляющий действовал вопреки интересам должника и его кредиторов. Это означает, что считать срок исковой давности следует со дня, когда добросовестному конкурсному управляющему стало известно об основаниях привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности. В итоге 4 августа 2017 года HSBC Management (Guernsey) Limited и ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" были привлечены к субсидиарной ответственности (№ А22-941/2006). "Суды сделали это, несмотря на значительное время, прошедшее с момента совершения ответчиками неправомерных действий", – заметил руководитель направления несостоятельности (банкротства) АБ "Казаков и партнёры" Юрий Борискин (см. "Вуаль сорвали со степи: как суд установил бенефициара должника").
"Примечательна в этом деле не столько сумма взыскания – а она составляет около 2 млрд руб., – сколько возложение субсидиарной ответственности на аффилированное лицо, признанное таковым вне рамок дела о банкротстве", – считает руководитель ПБ "Олевинский, Буюкян и партнеры" Эдуард Олевинский.
ООО "Банк Фининвест"
В июле 2014 года, перед отзывом лицензии у ООО "Банк Фининвест", руководство банка заключило с физическим лицом сделку купли-продажи головного офиса стоимостью более 300 млн руб. Через четыре дня после отзыва лицензии был зарегистрирован переход права собственности на здание. Еще через несколько дней указанное здание было перепродано другому физлицу, которое подало документы на госрегистрацию. Конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением об оспаривании сделки должника как совершенной с целью причинения вреда кредиторам и со злоупотреблением правом. Ему удалось добиться принятия обеспечительных мер в арбитражном суде (см. "Экс-глава банка "Фининвест" осуждена условно за хищение 2 млрд рублей"). В результате 14 июля 2017 года сделка была признана недействительной как заключенная со злоупотреблением правом и во вред кредиторам. Дальнейшая перепродажа здания также была заблокирована (№
)."Нам удалось доказать, что, несмотря на наличие платежного поручения и выписок по счетам, фактически покупатель не вносил денег в качестве оплаты. Это позволило вернуть право собственности на здание клиенту и избежать необходимости выплаты денег покупателю", – сообщил адвокат КА "Юков и Партнеры" Александр Соловьев.
ООО "Енисей" и ООО "НК "Развитие Регионов"
Два крупных кредитора – международный нефтетрейдер ЗАО "ГАЛА-ФОРМ" и АО "Райффайзенбанк" – объединили усилия в делах о банкротстве нефтегазовой компании ООО "Енисей" (№ А29-8711/2016) и ООО "Нефтегазовая компания "Развитие Регионов" (№ А05-10106/2016). Сразу после того, как банк осенью 2016 года опубликовал объявления о намерении инициировать банкротство должников, в суды поступило более 10 заявлений от иных кредиторов. Для того, чтобы банкротство было инициировано именно по заявлению банка как крупнейшего кредитора, "ГАЛА-ФОРМ" осуществлял погашение задолженности остальных кредиторов в порядке ст. 313 ГК путем внесения денег на депозит нотариуса. "Тем самым "Райффайзенбанк" и "ГАЛА-ФОРМ" развивали подходы, выраженные в недавних определениях ВС (№
и № ), где суд признал за мажоритарным кредитором право на погашение требований миноритарных кредиторов, в том числе аффилированных с должником", – рассказывает юрист "Кульков, Колотилов и партнеры" Сергей Лысов, чья коллегия представляла интересы "Райффайзенбанк" и "ГАЛА-ФОРМ".На это кредиторы начали предоставлять доказательства уступки на иных физических и юридических лиц, в том числе зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. Параллельно должники инициировали процессы об оспаривании нотариальных действий по приему денег в депозит. Однако в августе этого года суд признал позицию АО "Райффайзенбанк" и ЗАО "ГАЛА-ФОРМ" правомерной.
"Эти кейсы представляют собой наглядную демонстрацию того, с какими трудностями могут столкнуться добросовестные кредиторы при попытке инициировать банкротство в отношении должников, заинтересованных в затягивании дела. Однако судебная практика планомерно складывается в пользу таких добросовестных кредиторов", – отметил Лысов.
ООО "Ресторгрупп"
ООО "Логистик" летом 2016 года обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании ООО "Ресторгрупп" несостоятельным по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, но получило отказ. Суд исходил из того, что заявитель по делу о банкротстве не представил доказательств недостаточности имущества должника. 9-й арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал ООО "Ресторгрупп" банкротом по упрощенной процедуре. По мнению апелляции, кредитор не знал о том, что у должника недостаточно имущества, и поэтому не мог приложить доказательства этого к своему заявлению. Верховный суд 27 июля 2017 года согласился с такой позицией. Он отметил, что нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не означает, что кредитор не может обратиться в суд и признать должника банкротом. При этом решение о ликвидации ООО "Ресторгрупп" не отменялось, его участники не высказывали намерение сохранить корпорацию и продолжить свое участие в ней (№ А40-55621/2016).
"Указанный кейс интересен тем, что ВС фактически подтвердил право конкурсного кредитора подать заявление о признании должника несостоятельным по упрощенной процедуре, не доказывая факт недостаточности его имущества", – отметил Борискин. "ВС также указал на то, что нельзя вводить процедуру наблюдения по заявлению о банкротстве кредитора в отношении должника, находящегося в процедуре добровольной ликвидации. Также нельзя применять в отношении такого должника реабилитационные процедуры", – добавил руководитель Практики частного права ЮК "Митра" Константин Сердюков.
ООО "М Девелопмент энд констракшен"
С 25 апреля 2017 года ООО "М Девелопмент энд констракшен" (ООО "МДК") находилось в процессе банкротства. АО "МЕТРОБАНК" в лице конкурсного управляющего обратилось в суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности по кредитным договорам на сумму свыше 600 млн руб. Эта задолженность была обеспечена залогом инвестиционных прав на строящееся недвижимое имущество – офисный центр в Москве. В ходе судебного заседания выяснилось, что офис построен, ООО "МДК" получило право собственности на него, однако не сообщило об этом банку. Залог в пользу банка должник также не зарегистрировал. В суде АО "МЕТРОБАНК" доказало, что залог имущественных прав не прекратился, а трансформировался в залог недвижимости – готового объекта инвестирования. Суд также признал, что право залога банка не было зарегистрировано по вине самого должника. Таким образом, банк стал залоговым кредитором на неотчужденное ООО "МДК" недвижимое имущество (№ А40-25906/16-36-46Б).
"Это дело интересно с точки зрения формирования практики по установлению залога в банкротстве", – считает Марина Морозова, адвокат ЮГ "Яковлев и Партнеры". Эта юрфирма представляла интересы АО "МЕТРОБАНК".
ОАО "Завод ячеистых бетонов"
В рамках дела о банкротстве ОАО "Завод ячеистых бетонов" его конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд. В заявлении он просил утвердить ему сумму процентов по вознаграждению в размере около 8 млн руб. Его требование удовлетворили, но 21 июня 2017 года ВС отменил это решение. Он указал, что, действуя добросовестно и разумно, конкурсный управляющий обязан приступать к выплате собственного вознаграждения в виде процентов только после погашения иных видов текущих платежей (№ А65-2701/2009).
"При затягивании конкурсным управляющим реализационных процедур происходит неоправданное увеличение текущих расходов. Они, будучи погашаемыми за счет основной части конкурсной массы, фактически перекладываются на незалоговых кредиторов. В противном случае управляющий рискует уменьшить сумму своего вознаграждения от реализации предмета залога".
ОАО "Ивановский бройлер"
В рамках дела о банкротстве ОАО "Ивановский бройлер" конкурсный кредитор подал жалобу на действия конкурсного управляющего. Он был недоволен тем, что общество продолжает осуществлять хозяйственную деятельность. В октябре 2017 года суд установил, что конкурсный управляющий действовал в рамках закона, в интересах должника и его кредиторов. Такое решение было принято с учетом специфики деятельности предприятия – производства и продажи полуфабрикатов и готовой продукции из мяса птицы, которое предполагает организацию непрерывного цикла. Отказ от ведения производственной деятельности не обоснован экономически и может привести к неблагоприятным последствиям (массовому падежу поголовья птицы, возникновению эпизоотии, порче готовой продукции, отсутствию надлежащей эксплуатации опасных производственных объектов). Кроме того, суд решил: продажа в рамках конкурсного производства функционирующего предприятия как объекта бизнеса экономически более целесообразна, чем продажа разрозненного имущества (№ А17-5064/2013).
"Этот спор ярко иллюстрирует ошибочность подхода к процедуре конкурсного производства исключительно как к ликвидационной стадии банкротства, целью которой является закрытие юрлица. Для некоторых юрлиц продолжение ведения производственной деятельности в конкурсе все-таки возможно", – уверена старший юрист Отдела налоговых проверок, споров и административной практики ЮФ "Консалт" Сорокины и Партнеры Татьяна Азарова.
ООО "Арсенал и К"
В преддверии банкротства ООО "Арсенал и К" между должником и его кредитором было заключено соглашение о новации, в результате которого реальный долг кредитора превратился в заем с начислением процентов за его пользование. Затем этот кредитор потребовал включить в реестр его требование, которое за счет указанных процентов позволило бы ему иметь решающий голос и контролировать процедуру банкротства. Спустя время этот кредитор подал второе требование, которое было основано на первоначальном обязательстве. Однако суд апелляционной инстанции 2 октября 2017 года встал на сторону конкурсного управляющего и отказался включать этого кредитора в реестр. Он признал договор новации недействительной сделкой и сослался на незаконность основанного на нем требования. Кроме того, суд сделал вывод, что ко второму требованию в любом случае должны применяться последствия недействительности соглашения о новации (№ А17-3334/2011).
"Это дело является ярким примером того, как недобросовестные кредиторы пытаются угнаться за двумя зайцами – и попробовать включить необоснованные требования в реестр, и подстраховаться на случай, если первый вариант не получится. Вместе с тем очевидно: последствием признания сделки недействительной является ответственностью недобросовестных кредиторов за совершение такой сделки. Поскольку кредитор отказался добровольно признавать сделку недействительной, он не должен быть освобожден от такой ответственности", – считает руководитель Отдела банкротств, старший юрист ЮФ "Консалт" Сорокины и Партнеры Ирина Зорина.
ООО "Амурметалл"
Конкурсный управляющий ООО "Амурметалл" обратился в суд с заявлением о разрешении разногласий, возникших между ним и УФНС по Хабаровскому краю (см. "Газпромбанк требует 3 млрд руб. с единственного на Дальнем Востоке электрометаллургического завода"). На момент возникновения разногласий задолженность должника по страховым взносам составляла порядка 900 млн руб. При рассмотрении дела суды первой и второй инстанции пришли к выводу, что возникшая задолженность не может быть отнесена ко второй очереди текущих платежей. Однако осенью 2017 года кассация с этим не согласилась, сославшись на обзор судебной практики ВС № 3 от 2017 года (№ А73-7519/2012).
"До опубликования обзора ВС такие взносы действительно подлежали удовлетворению в составе текущих платежей четвертой, а в последующем даже пятой очереди. Но суд кассационной инстанции в этом деле фактически распространил действие обзора на отношения, возникшие до его официального опубликования", – отметил Борискин.
Анатолий Бесмолин
По состоянию здоровья должник Анатолий Бесмолин нуждался в машине, чтобы добираться до работы на расстояние 130 км и возить жену-инвалида в больницу, до которой 60 км. Поэтому он обратился в суд с тем, чтобы исключить авто из конкурсной массы. Первые две инстанции удовлетворили его требование. Но кредитор – Сбербанк – 20 апреля этого года добился отмены решения в кассации. Суд кассационной инстанции пришел к выводу: исключение спорного автомобиля из конкурсной массы отвечает принципам справедливости, разумного баланса интересов сторон, гуманности и морали. После этого дело было направлено на рассмотрение в первую инстанцию, которая оставила автомобиль в конкурсной массе. Процедура банкротства Бесмолина продолжается до сих пор (№ А41-14878/16).
"Здоровье гражданина-должника крайне уязвимо в процедуре личного банкротства. В теории банкрота защищает постановление Пленума ВС № 45, где сказано, что в ходе банкротства суды должны учитывать права гражданина на достойную жизнь и достоинство личности. Но в случае с Бесмолиным суд пришел к выводу, что достойная жизнь – это 1 МРОТ [6204 руб. – Ред.]. И совершенно неясно, как больному человеку жить и лечиться на эти деньги.
Суды, к сожалению, весьма формально относятся к спорам, в которых из конкурсной массы нужно исключать существенные суммы на оказание медицинской помощи должнику, что не способствует популяризации института банкротства", – считает юрист ПБ "Олевинский, Буюкян и партнеры" Артем Фролов.
Источник: https://pravo.ru/review/view/146747/
Mexx, Malaysia Airlines, Детройт, Colt, Нью-Йоркская городская опера и другие мировые гиганты, объявившие себя банкротами.
1. Компания Mexx Group B.V. ― производитель товаров модной индустрии
Основатель этой нидерландской компании ― индийский эмигрант Раттан Чадха, который в 1980 г. занялся импортом и продажей мужской (под маркой Moustache) и женской (под маркой Emanuelle) одежды из Азии. В 1986 г. эти марки слились в единый бренд Mexx (его название происходит от первых букв названий этих двух марок и букв «ХХ», символизирующих поцелуи).
Компания успешно развивалась, создавая все новые линии одежды, и в 1995 г. вышла на мировой рынок.
Но в 2001 г. она была продана за 264 млн долл. американской корпорации Liz Claiborn, Inc, что сделало ее владельца Раттана Чадху одним из самых богатых и успешных нидерландцев, состояние которого оценивают примерно в 600 млн долл. Благодаря этой сделке он основал сеть отелей CitizenM (открытых в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Амстердаме, Роттердаме и Глазго).
Но дела компании Mexx после продажи складывались не совсем успешно. Можно сказать, что после того, как у нее сменился владелец, они даже ухудшились. В 2006 г. она стала убыточной, а в декабре 2014 г. амстердамский суд объявил компанию, насчитывающую в это время свыше 300 магазинов по всему миру и полторы тысячи сотрудников, банкротом. (В лучшие для компании времена количество магазинов составляло свыше 800 в 55-ти странах мира и более 6 тыс. сотрудников.)
В немалой степени банкротство Mexx связывают с мировым экономическим кризисом. Кроме того, существует мнение, что товары бренда не соответствовали покупательскому спросу: молодые люди не считали его модным, большинству же людей старшего возраста он оказался не по карману.
Правда, магазины марки после объявления банкротства не были закрыты и продолжали работать, распродавая оставшийся товар.
Тем не менее, существует надежда возрождения бренда: зимой 2015 г. компанию выкупил турецкий холдинг Eroglu Holding ― владелец известных брендов Collin's и Loft.
2. Авиакомпания Malaysia Airlines
Национальная малазийская компания Malaysia Airlines с базовым международным аэропортом Куала-Лумпур занимается коммерческими перевозками в 85 пунктов назначения. Высокий уровень безопасности и обслуживания пассажиров обеспечил ей в конце прошлого века репутацию одной из лучших авиакомпаний мира. А в 1996 г. ее прибыль достигла рекордно высоких показателей.
Тем не менее, из-за азиатского финансового кризиса, разразившегося годом позже, она понесла огромные убытки. Не удалось их избежать и в следующие годы, вследствие чего компания закрыла ряд рейсов, оказавшихся убыточными, в том числе в Брюссель, Мадрид, Мюнхен, Ванкувер и т. д.
И лишь 2002-2003 финансовый год компании удалось завершить с прибылью, но следующий, 2004-й, снова принес ей почти полуторамиллиардный убыток. Антикризисная кампания, проведенная новым генеральным директором Malaysia Airlines, позволила ей существенно снизить расходы, а затем снова получить рекордно высокую прибыль, превышающую все ожидания. Это дало компании возможность, в частности, обновить самолетный парк.
Однако в 2008 г. у Malaysia Airlines снова начались финансовые проблемы, от которых ее не спасло даже государственное финансирование.
Положение компании намного ухудшилось в 2014 г., когда в марте этого года безвестно пропал с радаров рейс, следовавший из Куала-Лумпура в Пекин, а в июле упал самолет компании, следовавший из Амстердама в Куала-Лумпур. В обоих случаях погибли все пассажиры и члены экипажа.
В 2015 г. было объявлено о техническом банкротстве Malaysia Airlines. Правда, новый глава компании имеет планы по ее реструктуризации и возвращению к прибыльным показателям. Компания намерена провести ребрендинг, а, возможно, и сменит свое название.
3. Американский город Детройт
Город Детройт находится на границе с Канадой ― в штате Мичиган на севере США. Был основан в начале 18 века, а уже в конце 19-го ― начале 20 столетия для него наступил «золотой век». За роскошные особняки и прочие здания Детройт стали называть Парижем Запада.
Благодаря выгодному расположению он стал одним из крупнейших транспортных узлов. Неудивительно, что в нем расположились автомобилестроительные заводы Генри Форда, братьев Додж, Крайслера и Паккарда, а в 20 веке Детройт стал автомобильной столицей мира.
Город процветал, численность населения в 1950 г. приближалась к двум миллионам. Но в 2013 г. город постигло банкротство ― наиболее масштабное из всех муниципальных банкротств во всей истории Америки. Долг Детройта составил свыше 18 млрд долларов. Причины банкротства связывают с уходом из города автомобильных компаний, перенесших производственные мощности в более выгодные для себя места.
Следствием банкротства стал и демографический упадок ― население сократилось более чем вдвое, а уровень безработицы и преступности вырос. В городе много брошенного жилья, пустующих зданий, а сам Детройт порой называют городом-призраком.
В 2014 г. губернатор штата для спасения города пригласил из Вашингтона юриста Кевина Орра, который стал антикризисным управляющим Детройта. Был согласован городской бюджет и достигнута договоренность о списании основных долгов.
4. Компания Colt Defense ― производитель оружия
Компания, основанная американским оружейником Самюэлем Кольтом в 1836 г. в г. Хартфорде штата Коннектикут, специализируется на производстве огнестрельного оружия ― пистолетов и револьверов для армии и полиции, а также спортивных и охотничьих винтовок и ружей, которые объединены общим названием ― Colt.
В июне 2015 г. компания была вынуждена объявить о своем банкротстве. Правда, делать это ей не впервые: первое банкротство постигло ее еще в далеком 1842 г., когда она на 5 лет прекратила свою деятельность. Впоследствии война с Мексикой, золотая лихорадка, Гражданская война не дали ей уйти в забвение: оружие компании вновь стало пользоваться спросом. Как шутили сами американцы, «Авраам Линкольн дал людям свободу, а полковник Кольт уравнял их шансы».
Новое банкротство компания пережила в конце 20 века, пока ее не приобрела группа Zikha, в 2002 г. занявшаяся реорганизацией компании: было создано два подразделения, одно из которых производило оружие для силовых структур, а второе ― гражданских. Но через десять лет, в 2013 г., эти подразделения снова объединились под названием Colt Defense LLC.
Однако финансовая политика, которую проводил ее собственник, не была удачной: госзаказы сократились, контракт на поставку винтовок для американской армии был утрачен, а долги росли. И компания снова объявила о своей несостоятельности: ее задолженность оценивается на ту же сумму, что и ее активы. И, тем не менее, руководство компании не настроено совсем уж пессимистично: до 2017 г. она будет производить пистолеты для армии США, ведь контракты уже подписаны.
5. Футбольный клуб «Парма»
Итальянский футбольный клуб «Парма», основанный в 1913 г., за время своего существования дважды завоевывал кубок УЕФА (в 1995-м и 1999 годах), а также в 1993 г. – Кубок обладателей кубков и в том же 1993-м – Суперкубок Европы. Трижды (в 1992-м, 1999-м и 2002 годах) команда выигрывала кубок Италии.
Но в прошлом сезоне удача покинула «Парму»: долги команды составили почти 100 млн евро. Дело дошло до того, что игрокам перестали выплачивать зарплату. Владелец и одновременно президент этого футбольного клуба Джанпьетро Манетти был арестован: его обвинили в финансовых махинациях, с помощью которых он пытался избежать банкротства «Пармы». Дисциплинарный суд футбольной федерации Италии на 5 лет отстранил его от какой-либо деятельности, связанной с футболом.
В марте 2015 г. «Парма» была признана неплатежеспособной, а в апреле выставлена на аукцион. В качестве начальной цены была названа сумма в 20 млн евро. Однако желающих купить клуб так и не нашлось, и в июне он был объявлен банкротом и расформирован. В итоге был создан новый клуб, который стал называться «Парма Кальчо 1913» и выступать в низшей, любительской серии D.
6. Турфирма «Нева»
В июле 2014 г. крупнейший туроператор «Нева» объявил о своем банкротстве – «в связи с невозможностью исполнять свои обязательства перед туристами и заказчиками по договорам реализации турпродукта».
Это случилось весьма некстати – в разгар туристического сезона: для более 6 тысяч человек, большинство из которых в это время отдыхало в Болгарии, Черногории, Испании, Италии, Турции, Греции и др. странах, возвращение домой стало весьма проблематичным, и им пришлось обращаться за помощью к услугам ассоциации «Турпомощь». А 19 тысяч человек, приобретших туры через «Неву», так и не смогли выехать на отдых.
Банкротство «Невы» стало шоком для многих, ведь это была надежная на первый взгляд фирма, которая освоила туристический рынок еще в 1990-е, пережила не один кризис и готовилась отметить 25-летие своего существования.
Гендиректор турфирмы М. Пирогов связывал ее банкротство со сложной экономической ситуацией в мире и ограничением на выезд за рубеж государственных служащих и работников силовых структур. А ее владелец С. Тимралиев – с ситуацией в Украине и предпочтением туристов путешествовать самостоятельно, не обращаясь к услугам турфирм, из-за чего доходы «Невы» в первом полугодии 2014 года упали на 25%.
7. Нью-Йоркская городская опера – New York City Opera
Нью-Йоркскую городскую оперу, созданную в 1943 г. по решению 99-го мэра города, называли «народной оперой», поскольку она, в отличие от еще одной оперы Нью-Йорка - Метрополитен-оперы, приглашала преимущественно американских исполнителей и была ориентирована на разные слои населения.
В начале 21 века опера начала испытывать финансовые трудности и терпеть убытки, а в 2008 г. ее стоимость упала с 48 млн долл. до 5 млн. В 2011 г. театру пришлось даже оставить свою постоянную площадку в Линкольн-центре – центре музыкальной жизни города.
108-й мэр Нью-Йорка М. Блумберг связал финансовые проблемы театра с неудачной и изжившей себя бизнес-моделью оперы и отказался повлиять на ситуацию.
В середине 2013 г. руководство оперы обратилось за поддержкой и финансовой помощью, объявив через интернет-сервис Kickstarter сбор денег. До конца сентября 2013 г. необходимо было собрать 7 млн долларов, но удалось привлечь всего 2 млн 300 тыс. долл. И руководство New York City Opera объявило о невозможности продолжать работу и банкротстве.
8. Российская автомобильная компания Marussia Motors
Компания, основанная в 2007 г. российским актером и автогонщиком Николаем Фоменко и предпринимателем Ефимом Островским, занималась производством спорткаров под маркой Marussia.
В 2008 г. она выпустила спортивную модель Marussia В1, а на Международном автосалоне во Франкфурте в 2009 г. представила две модификации этой модели и новую модель Marussia В2. В 2010 г. компания представила внедорожник Marussia F2.
Кроме того, в 2010 г. компания Marussia Motors стала владельцем значительного пакета акций автогоночной команды Virgin Racing – участника Формулы 1 и ее партнером. Новая команда стала называться Marussia Virgin Racing, а Николай Фоменко в 2011 г. возглавил ее инженерное подразделение. Правда, при выступлении в сезоне 2011 г. команде не удалось набрать ни одного очка.
Через год Marussia Virgin Racing сменила название на Marussia F1 Team и собралась принять участие в сезоне 2012 г., но ее машина Marussia MR-01 не прошла необходимые испытания на безопасность.
В планах компании было и участие в проекте по созданию автомобиля для первых лиц государства, но им не суждено было осуществиться: в 2014 г. проект Marussia Motors был закрыт, а гоночная команда ликвидирована.
Причиной банкротства стали финансовые проблемы, приведшие к забастовкам сотрудников, требующих выплату зарплаты.
9. Компания Tramp Entertainment Resorts Inc.
Компания принадлежит одному из богатейших людей США Дональду Трампу, состояние которого, по версии Forbes, оценивается почти в 4 млрд долларов.
Tramp Entertainment Resorts управляет двумя казино – Tramp Plaza и Tramp Taj Mahal и отелем Tramp Plaza Hotel, которые находятся в Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) – в одной из самых популярных в мире игорных зон.
Говорят, что в последнее время Дональд Трамп отошел от непосредственного руководства компанией и больше времени отдает политике, нежели игорному бизнесу: он участвует в президентской гонке, являясь одним из кандидатов от республиканской партии.
В 2014 г. некогда прибыльная компания заявила о своем банкротстве, поскольку за первое полугодие этого же года казино Tramp Plaza потеряло почти 10 млн долл. прибыли, а убытки Tramp Taj Mahal составили 35 млн долл. Генеральный директор компании Tramp Entertainment Resorts не комментирует эту ситуацию, ведь подобные заявления о банкротстве компании уже приходилось подавать в 2004-м и 2009 годах и, тем не менее, позже из банкротства ей удалось выйти.
10. Spyker – производитель спортивных автомобилей
Нидерландская компания Spyker, основанная в 1999 г. Виктором Мюллером и Мартеном де Брейном, с 2000 г. производит эксклюзивные спортивные автомобили (преимущественно ручной сборки).
За 15 лет своего существования компания выпустила всего 290 автомобилей, одним из последних был суперкар C8 Aileron. В 2014 г. суд Нидерландов признал компанию Spyker банкротом, однако вскоре нашлись инвесторы, благодаря чему отношения с кредиторами были урегулированы, и суд отменил свое решение.
Виктор Мюллер рассказал о слиянии Spyker с компанией из Портленда Volta Volare – производителем самолетов, работающих на электродвигателе. Таким образом он надеется преодолеть финансовые трудности и создать суперкар, который составит конкуренцию Porsche 911.
© Тимошенко Елена, BBF.ru
Источник: https://bbf.ru/magazine/2/7263/