выбор даты Рождества произошел по той причине, что первоначально христиане праздновали в одно и то же время Боговоплощение (под которым понималось не рождение, а зачатие Христа) и Пасху; соответственно, со временем прибавление ко дню весеннего равноденствия 9 месяцев указало на дату празднования Рождества в зимнее солнцестояние.***БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ Праздник Рождества Христова в древней Церкви считался вторым после Пасхи и таковым почитается на Востоке по сей день. На Западе к XIV веку (по неясным пока причинам) он переместился на первое место, однако в результате литургической реформы в Католической Церкви, происшедшей после 2-го Ватиканского Собора, Пасхе было возвращено главенствующее место. Тем не менее, во многих католических странах народное благочестие по-прежнему отводит ему главенствующее место среди праздников. Рождеству Христову в православной традиции предшествует сорокадневный Рождественский или Филиппов пост; на Западе ему соответствует подготовительный период, именуемый "Адвентом" (латинское adventus — пришествие), несколько меньший по продолжительности и не предполагающий пощения. Праздник Рождества имеет пять дней предпразднества (с 20 декабря по 24 декабря) и шесть дней попразднества и завершается праздником Обрезания Господня. Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посте и называется сочельником (сочевником); в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво (сушеные хлебные зерна, размоченные водой). В навечерие Рождества совершаются Царские Часы. Всенощное бдение начинается с великого Повечерия, на котором исполняется пророческая песнь "Яко с нами Бог". Великое повечерие. Песнопение "Яко с нами Бог" с последующими тропарями. Исполняют певчие храма преп. Никиты Мидикийского г. Волгограда под руководством протодиакона Сергия Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (VII в.), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (VIII в.). ***РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В ИСТОРИИ РОССИИ Рождество Христово называют "матерью всех праздников". Значение этой святой ночи столь велико, что даже ход новой истории и наше летосчисление ведем мы от Рождества Христова. А на Руси этот Праздник был особенно любим. В сочельник до "вечерней звезды", то есть до вечерних песнопений "Волсви же со звездою путешествуют", ничего не ели и даже не садились за стол. Родители рассказывали детям о том, как волхвы пришли поклониться новорожденному Иисусу Христу и принесли ему дорогие подарки. Ребятишки с малых лет перенимали от старших не только народную мудрость, но и сложившиеся веками традиции и обычаи. В домах украшали любимую с детства рождественскую елку. Кстати, лесная красавица пришла в Россию из Германии относительно недавно — при Петре I. Вечная зелень ели и других растений (можжевельника, лавра, омела) была символом неувядающей жизни. Поэтому и стали у нас украшать еловыми ветками дома и храмы. А в ночь на 25 декабря по всей стране, в малых и больших церквах, совершалось торжественное Богослужение. С самого утра Великого дня Рождества славили Христа : ходили "со звездой" по домам, пели церковные гимны и народные колядки о рождении Младенца от Девы, о простых пастухах и мудрых волхвах. Об обычаях празднования Рождества до Революции с любовью и грустью вспоминал в эмиграции в Париже русский писатель Иван Шмелев. Любовь к празднику выражалась и числом храмов и монастырей, возводимых в честь праздника Рождества Христова. Самый известный храм в России, посвященный этому Празднику — храм Рождества Христа Спасителя в Москве. На Рождество Христово, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал высочайший Манифест о создании в честь победы над армией Наполеона храма "...в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели... Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков". С 1917 года в атеистическом советском государстве, о Рождестве и упоминать запрещалось, не только праздновать. Вифлеемскую звезду заменили на пятиконечную (и строго следили, чтобы у любой изображаемой звезды было только пять лучей). Зеленая ель также была подвергнута опале как рождественский символ. Люди, пережившие те лихие времена, рассказывают, как тайком проносили зеленые веточки в дом и прятали их в дальних комнатах от посторонних глаз. В 1933 году специальным Указом правительства ель разрешили, но уже как новогоднюю. В годы репрессий Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь. Незабываемое Рождество Христово провел в лагере на Соловках писатель Борис Ширяев на нарах общежития, устроенного в руинах Преображенского собора. Постановлением президента РСФСР 1991 года Рождество Христово вновь является официальным праздничным днем для всех народов Российской Федерации.
Рождество Христово 2017